Вівторок, 26.09.2017, 04:44
Вітаю Вас, Гість

История и развитие школы.

Наша школа одна из самых старых в г.Мелитополе! Она была основана

90 лет тому назад в 1923 году. Это были первые годы становлення Советской власти на Украине. В дореволюционной России общедоступных школ для детей трудящихся было мало. По расходам на просвещение царская Россия занимала одно из последних мест среди цивилизованных стран мира. Это являлось не только результатом экономической отсталости, но и результатом антинародной политики царского правительства. В результате такой политики почти 70% мужчин и около 90% женщин оставалось в России неграмотными, а среди народов окраин грамотные составляли исключение, поэтому Коммунистическая партия в первые же годы Советской власти поставила большие и сложные задачи в области просвещения.

Начиная с 1923-1924 учебного года, в соответствии с директивой Х съезда Советов, в стране начинается систематический рост  числа школ и контингента учащихся. В 1923-1924 учебном году в стране действовало уже 85662 начальные школы, в которых обучалось 6327000 учащихся.
Вместе с ростом сети начальных школ росли и школы семилетки. Так в 1923 году в г.Мелитополе  была организована и начала свою работу в сентябре месяце трудовая семилетняя школа им. Т.Г Шевченко, в последующем средняя школа № 6 им. 30-летия ВЛКСМ.
     Здание школы до революции принадлежало частнику Костову. Второй этаж этого здания он сдавал под квартиры, а первый этаж использовался как помещение для заседаний земских начальников. Расположено оно было на окраине г. Мелитополя по Межевой улице. Улица эта являлась концом города, за нею уже шли земли села Песчаного. Как на самой улице (ныне проспект Б.Хмельницкого), так и вокруг здания школы были большие пески.  Правда улица была осажена деревьями, а во дворе школы был большой фруктовый сад.
Межевая улица была неприглядной – грязной и пыльной от песка в летнее время. Глубокий этот песок очень затруднял переход через улицу. Вокруг здания школы, по обеим сторонам улицы были построены без особого порядка и вкуса деревенского типа домики-усадьбы частных владельцев. Школа в то время не имела кабинетов, наглядных пособий, макетов, приборов. Парты, доски, примитивные шкафы – вот и всё оборудование классов.
      Организованная в сентябре 1923 года трудовая школа № 6 им. Т.Г Шевченко была укомплектована  педагогическими кадрами. Следует отметить, что в то время должности директора школы не было. Во главе школы стоял Заведующий школой, который выполнял обязанности и директора, и завуча школы, хотя имел заместителя, вернее помощника Заведующего школой. Школа работала по единому учебному плану, разработанному Наркомом просвещения.
     В школе преподавались следующие предметы: математика (алгебра, и геометрия изучались с 5-го класса), русский язык, украинский язык, естествознание, обществоведение, немецкий язык, пение, рисование.
В числе первых учителей были Масалов Константин Моисеевич, Киреева Анастасия Ивановна, Шадаева, Фуке, Никитин; младшие классы вели учителя: Нагорная, Шафранская, Адамович, Назаренко Т.Е. и другие.
С 1925-1926 учебного года в школах была введена физкультура. Первым учителем физвоспитания в школе №6 был Краславский Владимир Николаевич. В этом же году приступили к работе в школе математики супруги Буряк Андрей Диомидович и Александра Ивановна, а немного позже биолог Кушнарян Анна Михайловна.

     В 1931 г. ЦК ВКП(б) принял историческое постановление «О начальной и средней школе». Так в этом году была расформерована наша школа и на базе трудовой школы была организована вспомогательная или спецшкола, в которой обучалось и воспитывалось молодое поколение до 1941 года, до начала Великой Отечественной войны. Выпускники шестой школы пошли на фронт, боролись в подполье. Во время Великой Отечественной войны школьники города Мелитополя собрали металлолома и макулатуры на 100 тысяч рублей и отправили на строительство самолета. Самое активно участие принимали ученики шестой школы. Самолет был построен, назван «Мелитопольский пионер». Получили телеграмму от товарища Сталина: «Мой братский привет и лучшие пожелания учителям и ученикам Мелитополя за самолет «Мелитопольский пионер»  И. Сталин».

Сразу после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в октябре 1943 года, помещение нашей школы было использовано под  казармы, а в ноябре месяце, несмотря на то, что война продолжалась, школа возобновила свои занятия, но уже по новому адресу: ул. Дзержинского, 25, а в старом здании по ул. Б.Хмельницкого  была открыта 10-я школа, преобразованая в 1947-1948 учебном году в среднюю женскую школу №6.

 В 1954-55 учебном году, наша школа как женская прекратила свое существование, пополнилась из мужской школы№4 115 мальчиками. В отличие от довоенных лет, учреждение имело к этому времени хороший учебно-опытный участок, волейбольне и баскетбольне площадки, кабинеты физики и химии, радиоузел, военный уголок, спортивный зал с необходимым инвентарем, библиотеку, хороший духовой оркестр, инструменты для котрого приобрел колхоз им. Тельмана в благодарность за помощь в выращивании и уборке урожая на протяжении нескольких лет. 

  

Во время очередной встречи с бывшим зам. директора школы № 6 по  воспитательной работе, бывшим общественным методистом облОНО - Кизиловой Верой Павловной, мы узнали много интересного о наше школе: «Ученики школы принимали активное участие в жизни школы и города. Для мелитопольских детей в 1937 году по предложению министра путей сообщения и тяжелой промышленности Лазаря Моисеевича Кагановича и под его шефством в городе была открыта детская железная дорога. Она проходила вокруг парка им. Горького. Были построены две станции: одна - им. Павлика Морозова (где сейчас находится гимназия № 10); вторая - «Пионерская» (сейчас там проходит улица Шмидта). Детскую железную дорогу передали в подчинение Дворца пионеров. Лучшие ученики шестой школы были подготовлены, обучены, сами обслуживали свою железную дорогу. Это были готовые кадры для работы на большой железной дороге. Наши ученики работали диспетчерами, проводниками, кассирами, дежурными по станциям, катались в маленьких вагончиках, работали, верили, что детство защищено взрослыми...

 В годы войны дети работали в военном госпитале: помогали санитарам, стирали бинты, писали письма раненым, проводили концерты. На улицах города убирали развалы, нанесенные бомбежкой, выращивали саженцы и высаживали их на улицах города, в парке. В школе работал отряд юных дзержинцев, следили за порядком в школе, дежурили на вечерах и праздниках.      

Тщательно готовились к городским демонстрациям в праздничные дни. Наша школа оформляла колонну «Дружбы народов». Ребята были в костюмах всех союзных республик нашей страны и многих народов мира, которые при помощи широких разноцветных лент объединялись под единым шатром. Когда Союз возглавлял Н.С. Хрущев, в нашей колонне проплыла кукуруза трехметровой величины, из которой выглядывала головка белокурой девочки с длинными распущенными волосами, а за кукурузой шел большой отряд школьниц в масках поросят. Гости на трибуне и люди на обочинах дороги аплодировало и кричали: «Молодцы!»

  

Школа работала в приспособленном здании, в двух корпусах, проходных классах, в две полные смены (в третью смену работала 4-ая вечерняя школа). Были годы, когда выпускали по 6 десятых классов. Для письменных экзаменов арендовали помещения в СШ № 5 и МИМСХе. Нашей школе, единственной в городе, разрешили принимать экзамены экстерном у тех, кто вернулся с фронта, и утеряли аттестаты зрелости. К нам в школу привозили детей в старшие классы - 8, 9, 10 классы - из совхоза «Садовое».

Между двумя учебными корпусами проходила автотрасса Москва - Симферополь. Дети из корпуса №1 переходили трассу в корпус № 2, в спортивный зал, а из корпуса №2 в корпус № 1 - в буфет. Дежурство учителей на этих постах было ответственным, поэтому все учителя очень серьёзно относились к дежурству.

В школе обучались дети разных национальностей: русские, украинцы, болгары, евреи, греки, корейцы, чехи, немцы, поляки, татары. Никогда инцидентов на почве межнациональных конфликтов не было.

Несмотря на тесноту и трудности школа по своим делам была одной из лучших школ города. Ежегодно выполнялся всеобуч.

1 сентября 1965 года школа № 6 переехала в новое школьное здание - новостройку по улице Воровского, 185.

Переезжая, мы передали своих учащихся в СШ № 5 по микрорайону, а СШ № 24 передала нам своих учеников. С 1965 года по 1971 год школа была восьмилетней. Какая была радость: трёхэтажное здание; светлые классы; кабинеты физики, химии, биологии; 2 зала: актовый и спортивный с раздевалками; свой кинотеатр. Во дворе - теплица; большая спортивная площадка; мастерские по металлу, по дереву, класс по обслуживающему труду; столовая; буфет; кухня и другие подсобные помещения. Было по 4 - 6 параллельных классов, 1500 и более учащихся.»

Школу № 6 по улице Воровского, 185, в которой мы сейчас учимся, построили на территории начальной школы № 14. В здании 14 школы оборудовали столовую, кухню, буфет, коридором соединили её с новой школой. Ученики школы № 14 перешли в СШ №6.

В новом здании завучи школы Бойко В.Г., Стрелина М.И., Кизилова В.П. оборудовали методический кабинет для учителей и классных руководителей. Пионервожатые Эдгем О.В., Попкова Н.Г., Орешкова B.C. оборудовали пионерскую комнату одну из лучших в городе. Военрук Штывало B.C. - военный кабинет. Учителя украинского языка и литературы Кипоренко H.H. и Синкевич A.C. - комнату украинского искусства. Учитель биологии и домоводства Баба - Оглу оборудовала комнату по обслуживающему труду, которая была образцовой по городу.

Учителя оборудовали кабинеты по предметам. Были оборудованы Клуб Интернациональной Дружбы (Ганжа С.Л.), комната по эстетическому воспитанию ( Попкова В.К.) Открыт музей боевой и трудовой славы (Фоменко Т.М.).

 

В 1973 году ученик 8 класса Мессер Виктор с одноклассниками из пластилина соорудил диараму: «Переправа через реку Молочную и штурм горы около с. Садовое нашими войсками во время освобождения города Мелитополя от немецко - фашистских захватчиков в 1943 году».

С 1990 года в школе вводится украинский язык обучения.

        Директора школы.

      Из воспоминаний учителей, учеников удалось узнать первую фа­милию директора школы с 1935 года, это был  Петрина - преподаватель истории. Он руководил школой недолго. В 1937 году был репрессирован. О его дальнейшей судьбе неизвестно. Следующим директором стал  Владимир Николаевич Краславский, который руководил школой один учебный год. В последующие годы директора менялись каждый год и их имена не установлены. С 1943 по 1949г. директором была Корнеева Мария Денисовна, учитель русско­го языка и литературы. С 1949 по 1970г. школой 21 год руководила отличник народного образования, ветеран Великой Отечественной войны и труда Дроздинская Татьяна Ефи­мовна. 40 лет жизни она отдала работе с детьми, 25 из них прора­ботала в одной своей 6 школе. Была награждена многими орденами и медалями, неоднократно избиралась депутатом горсовета, председателем комитета народного образования. С 1970г. школу возглавил Жилов Виктор Павлович, преподаватель  физики, строгий, ответственный и в тоже время добрый, отзывчивый, внимательный человек, который сумел создать сплоченный коллектив высокопрофессиональ­ных педагогов. Виктора Павловича в 1987г. на посту директора сменила молодой, энер­гичный преподаватель истории СШ №13 Исаева Татьяна Алексеевна. С 1991 по 1996г.- школой руководил Федоров Владимир Викторович. Последние 16 лет школу возглавляет Стрелкова Ирина Анатольевна. Человек, который умеет зажечь и повести за собой как педагогический, так и ученический коллективы. (Доп.6)

Школа воспитала и дала образование тысячам детей. А среди них - известные люди г. Мелитополя и Украины.

Шли годы, менялись директора, учителя, ученики. Сейчас в школе работают 47 учителей, обучается 571 ученик. 10 выпускников школы сегодня работают в родной шестой школе. Трое из них обучают самых маленьких.

Это - история нашей школы, а историю своей семьи, школы, города, страны надо знать. «Тот, кто не помнит свою историю, не имеет будущего» - гласит народная мудрость. Эта народная мудрость стала кредо для учащихся нашей школы. Мы с глубоким уважением относимся к учителям - ветеранам, к тем людям, кто большую часть своей жизни отдал нашей любимой школе, кто делал её историю. Мы уверены, что нашу эстафету мы передадим вновь прибывшим ученикам, которые с достоинством продолжат наше дело.